В чем визуальное отличие КПП 15,152 и 154?

Даниелян аватар

Простой способ визуально отличить 154, 152 и 15 КПП КАМАЗ.

Добрый день.

Прежде всего я бы обратил внимание на опору механизма переключения передач, находящуюся сверху.Рисунок 1. Отличия опоры механизма переключения нового образца на КПП 152 и 154 КАМАЗ.

Если установлен механизм переключения делителя нового образца МПДП-1771010А, то перед нами КПП 154 или КПП 152 (маловероятно, хотя и возможно, что кулибины установили данный механизм на КПП 15, ведь механизм переключения нового образца штатно аггрегатируется только с КПП 154 и КПП 152). Посмотрите на небольшой плакат, что я сделал для этого случая. Щелкните по миниатюре для просмотра плаката в полный размер. Как мы видим, внешний вид опоры разный. КПП 154 легко отличима.

Должен заметить, что КПП 154 выпускается в нескольких исполнениях 154.1700051 и 154.1700056. Последнее (154.1700056) - это герметичное исполнение КПП 154. Отличаются внешне эти исполнения по рычагам включения сцепления. На исполнении 154.1700051 (не герметичном) стоит прямой рычаг включения сцепления 19.1601217-10, а на герметичном исполнении 154.1700056 ставится изогнутый рычаг 19.1601217-20.

Существуют также механизмы переключения передач делителя старого образца (15.1771010, 15.1771010-10 и 15.1771010-20),  , которые сразу визуально отличим по трубкам идущим к клапану делителя, к механизму переключения и воздухораспределителю.

Механизмом переключения старого образца могут быть оснащены только КПП 152 и 15 (на 154 КПП этот механизм никогда ставился).

152 КПП сейчас штатно оснащается только механизмом переключения нового образца, старые 152 КПП могут быть переделаны на него тоже. На нашем форуме процедура оснащения 152 КПП механизмом переключения делителя нового образца была подробно разобрана ранее.Рисунок 2. Трубки подвода воздуха на КПП 15 КАМАЗ.

Теперь попробуем отличить КПП 15 и КПП 152. И здесь нам поможет тот факт, что в КПП 152 была упрощена система управления делителем передач по сравнению с КПП 15. Поэтому смотрим на трубки. Для удобства я сделал еще один небольшой плакат, визуально показав трубки. По щелчку данный плакат тоже можно посмотреть в полный размер.

Перечислю теперь все отличия  15 и 152 КПП КАМАЗ:

  • усилены шлицы первичного вала делителя каретки и муфты синхронизаторов, для этого завод увеличил высоту зубьев
  • была упрощена пневматическая система управления делителем передач. Это упрощение достигнуто за счет применения пластмассовых воздухопроводов от крана управления делителем. А два воздухопровода и коробка крепления воздухопроводов в 152 КПП вообще были убраны.
  • соединение шестерен и промежуточного вала стало безшпоночным. Достигнуто за счет увеличения натяга
  • в 152 КПП завод исключил замковое устройство в шлицевом соединении между кареткой синхронизаторов 4-5 передач и вторичным валом коробки передач. Это сделано для повышения долговечности соединения
  • была проведена работа по исключению самовыключения 4 и 5 передач. КАМАЗ в частности увеличил высоту зубьев муфт и стал выпускать муфты каретки синхронизатора 4-5 передач, муфты первичного вала и шестерни 4 передачи с другими зубьями. Если в 15 КПП эти шестерни имеют полутороградустное утонение, то в 152 КПП утонение уже 4.50
  • в 152 КПП используется более мощный подшипник передней опоры вторичного вала (используется подшипник с большей нагрузочной способностью)
  • и наконец, в 152 КПП завод расширил зубчатый венец шестерни 4-й передачи, чтобы увеличить несущую способность этой шестерни. 

И в заключении хотелось бы также заметить, что бытует мнение, что в 15 КПП вполне можно ставить запчасти от 152 КПП (но не наоборот), ведь коробки отличаются по большому счету глубиной шлицов и синхронизаторами. Подобные советчики чуть забывают, что парные сопрягаемые механизмы рассчитываются вместе, в комплексе. Поэтому просто впихивать в 15 КПП запчасти от 152 я бы не советовал. Если менять парные детали — то в паре. Подробнее по взаимозаменяемости синхронизаторов и первичных валов КПП 15 и 152 можно посмотреть здесь.


С уважением, Владимир Даниелян.
Начальник отдела закупок НПО КамАгрегат-Сервис, Набережные Челны.

Кудряшов аватар

Дополнение по визуальным отличиям 15,152 и 154 КПП

Добрый день!

Немного дополню ответ Владимира.

Квадратный флянец 15 КПП.

  • Действительно, КПП 152 от 154 можно отличить по опоре. Но есть одно важное ИСКЛЮЧЕНИЕ. Существует 152 КПП в исполнении 20.
    Данная коробка имеет такую же опору как и .... КПП 154.
    КПП 152-20 агргегатируется с двигателем КАМАЗ 740-31.
    Ну а еще может помочь тот факт, что с КПП 154 может идти только однодисковое сцепление.
  • Конечно же, удобнее всего смотреть по шильде коробки, чтобы узнать модель, там все написано. Если только эту шильду не подменил недобросовестный продавец.
  • Еще один момент. У классической КПП 15 старых выпусков использовался квадратный флянец. Этот признак не является абсолютно надежным. Ведь никто не мешает поставить на старую КПП круглый флянец нового образца. Показал флянец графически. Щелкните по миниатюре для просмотра в полный размер.

С уважением, Евгений Кудряшов.
Директор Нижегородского отделения НПО КамАгрегат-Сервис.

Rambler's Top100